У любительского и профессионального велоспорта много вариаций. Можно кататься по горам, по треку, по пересеченной местности, по шоссе, делать трюки на специальных трассах, играть в мяч (да, существует велополо и велобол) или заниматься фигурной ездой. Самый доступный вариант для большинства жителей крупных городов — шоссейный велосипед, который позволяет комфортно тренироваться, не выезжая на природу.
Такие байки называют «шоссейниками» или «шоссерами». Они сконструированы специально для дорог с асфальтным покрытием и позволяют развивать высокие скорости. Главное отличие — это форма руля «бараньи рога». Шоссер оснащен передачами с высокими передаточными отношениями и легкой, но жесткой рамой — из алюминия, карбона или титана. Кататься на таком велосипеде можно как по плоским трассам, так и по горам.
Если есть желание иногда выезжать на пересеченную местность (например, на даче), можно выбрать гравийный байк. Фактически эту категорию также относят к шоссейникам, но некоторые отличия все же есть: гравийные велосипеды, они же «грэвелы», имеют усиленные раму и вилку, позволяющую установить более мощные покрышки для бездорожья. Также эти байки, как правило, оснащены дисковыми тормозами, которые позволяют быстрее остановиться в горах или на пересеченной местности. В городе будет достаточно ободных тормозов.
Критерии при выборе первого велосипеда
Запрос: первым делом нужно понять, где именно вы хотите кататься на велосипеде и планируете ли вы, например, путешествовать с двухколесным другом. От вашего запроса зависит тип велосипеда — достаточно ли вам шоссейной модели или все-таки нужен гравийный. Возможно, изучая модели, вы и вовсе решите, что вам нужен горный байк.
Бюджет: все индивидуально и нет предела совершенству, но важно понимать, что в любой момент вам может надоесть велоспорт — и вы разочаруетесь, что потратили серьезные суммы на байк и экипировку. Лучше начинать с базового, но технически качественного и комфортного велосипеда. Необязательно сразу брать модель из карбона с электронной системой переключения передач. Вы всегда успеете продать свой первый велосипед и обновиться до более продвинутой модели. Базовые, но качественные модели предлагают такие бренды, как Orbea, Scott и Polygon. Цены на эти велосипеды в России начинаются от 170 000 рублей.
Ликвидность: не покупайте совсем дешевый и простой прогулочный велосипед, потому что его гораздо сложнее продать. Качественный байк с хорошим оборудованием всегда будет пользоваться спросом. Это своего рода инвестиция.
Размер: если вы не разбираетесь в велосипедах, не покупайте модель вслепую в интернете. Важно правильно подобрать размер рамы, иначе вы рискуете получить травму шеи, спины и коленей. Если неправильно выбрать велосипед, вы просто не сможете длительное время находиться в седле и комфортно тренироваться. У каждого производителя своя размерная сетка, потому что в велоспорте нет универсальных параметров. Поэтому, когда найдете бренд, который вам нравится, испытайте посадку и проверьте размер в одном из магазинов.
Эстетика: форма рамы и цвет — это крайне важно в велоспорте. Велосипед можно сравнить с автомобилем. Он будет доставлять вам дополнительное удовольствие, если его эстетические параметры вас радуют. Определив бюджет, тип и размер велосипеда, изучите, какие есть цветы и формы в наличии, чтобы покупка радовала вас не только технически, но и визуально.